fd0c937a     

Лосев Виктор - Художественная Автобиография Михаила Булгакова



Виктор Лосев
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АВТОБИОГРАФИЯ МИХАИЛА БУЛГАКОВА
Почти все творчество Михаила Булгакова в какой-то степени
автобиографично. Во всяком случае, к таковым можно отнести все его романы,
значительную часть пьес, некоторые повести и рассказы. И в то же время
строго автобиографических сочинений, из которых можно было бы составить
полное жизнеописание писателя, у Булгакова нет, ибо художественный вымысел
и неистребимая фантазия художника неизменно присутствуют в его
произведениях. Поэтому при выборе сочинений, претендующих на место в
специальной "автобиографический" том, неизбежен некоторый субъективизм
составителя.
Включенные в настоящий сборник произведения писателя расположены в
строгой последовательности (за некоторыми исключениями), которая
определялась хронологией событий, описываемых в этих произведениях. Тем
самым сделана попытка представить читателю как бы последовательное
авторское художественное жизнеописание или, проще говоря, художественный
рассказ писателя о самом себе.
Открывается сборник "Записками юного врача" и "Морфием", в которых
идет повествование о событиях, происходивших в 1916-1917 годах.
История написания этих рассказов пока изучена слабо. Существуют весьма
интересные предположения на эту тему, но они не подтверждены достаточно
точными данными. В связи с этим представляется целесообразным
последовательно изложить имеющуюся информацию по этому вопросу.
Исключительную ценность представляют воспоминания Татьяны Николаевны
Лаппа, первой жены писателя, которая находилась рядом с Булгаковым в селе
Никольском и в Вязьме в 1916 - начале 1918 гг. Она вспоминает: "Когда мы
после Никольского попали в Вязьму, Михаил начал регулярно по ночам писать.
Сначала я думала, что он пишет пространные письма к своим родным и друзьям
в Киев и Москву. Я осторожно спросила, чем он так занимается, на это он
постарался ответить уклончиво и ничего не сказал. А когда я стала
настаивать на том, чтобы он поделился со мною, Михаил ответил
приблизительно так: "Я пишу рассказ об одном враче, который болен. А так
как ты человек слишком впечатлительный, то, когда я прочту это, в твою
голову обязательно придет мысль, что в рассказе идет речь обо мне". И
конечно же не стал знакомить с написанным, несмотря на то, что я очень
просила и обещала все там понять правильно. Название же этого рассказа
запомнила: "Зеленый змий".
В этих воспоминаниях все вроде бы логично, за исключением названия
рассказа. Ведь речь идет казалось бы о сочинении, которое сам Булгаков
называл "Недугом". И по времени все совпадает, поскольку к морфию Булгаков
пристрастился еще в Никольском, а в Вязьме его страдания стали почти
невыносимыми. И ночная его работа была, видимо, связана с фиксацией
наблюдений над самим собою. Поэтому-то он и страшился написанное прочитать
жене.
И все же Т.Н. Лаппа уверенно указывала на название рассказа - "Зеленый
змий". Мы можем в связи с этим высказать лишь свое предположение: Булгаков
работал в Вязьме не только над "Недугом", но и над другими рассказами, и в
их числе и над "Зеленым змием". Это предположение тем более основательно,
что Н.А. Земская, сестра писателя, однажды упомянула в своих воспоминаниях,
что Булгаков еще в студенческие годы написал рассказ "Огненный змий".
Переехав в начале 1918 года в Киев, Булгаков продолжил писательскую
работу. Об этом есть упоминания и у Т.Н. Лаппа и у Н.А. Земской. "Когда
приехали из земства, - вспоминает Татьяна Николаевна, - в городе были
немцы. Стали ж



Назад